Рис.1

Рис.1

В положении механизма, указанном на рис.1, определить аналитически и построить на чертеже :

  1. положение мгновенных центров скоростей всех звеньев, совершающих плоское движение;
  2. скорости всех, точек механизма, расположенных в местах соединения звеньев (шарнирах);
  3. угловые скорости всех звеньев;
  4. ускорение точки А;
  5. ускорений других точек механизма методом полюса;
  6. угловые ускорения звеньев;
  7. касательное и нормальное ускорения точки В;
  8. установить характер движения точки В (ускоренное, замедленное, мгновенная остановка).

Дано:

OA = 0.25m
AB = 0.20m
BE = 0.80m
AF = 0.85m
AM = 0.50m
\alpha = 45^o, \beta = 90^o
\varphi = 90^o
n_{OA} = 30 об./мин.

Определить:

1) V_A, V_B, \overline V_F, \overline V_E = ?
2) \overline \omega_{OA}, \overline \omega_{BAF}, \overline \omega_{BE} = ?
3) \overline W_A, \overline W_B, \overline W_F, \overline W_E = ?
4) \overline\varepsilon_{OA}, \overline\varepsilon_{BAF}, \overline\varepsilon_{BE} = ?

Решение:

I. Определим скорости точек и угловые скорости звеньев механизма (метод мгновенного центра скоростей, мцс)
1.1 Определим угловую скорость ведущего кривошипа OA:

    \[ \omega_{OA} = \frac{2\pi n_{OA}}{60} = \frac{2\pi \cdot 30}{60} = \Pi (cek^{-1}) = 3.14 (cek^{-1}) \]

C1: вектор \overline \omega_{OA} \in оси \vec{OZ} — оси вращения кривошипа OA (см. рис.1), \overline\omega_{OA} \uparrow\uparrow \vec_{OZ}

1.2 Рассмотрим кривошип OA:

    \[ V_A = \omega_{OA} \cdot \vert OA \vert = \Pi \cdot 0.25 \cong 0.78 (\frac{m}{c}) \]

C2: \overline{V_A} \perp \overline{OA} в сторону вращения кривошипа OA (см. рис.1)

1.3 рассмотрим уголковый шатун BAF

Точка C_{BAF} = C_1 — мгновенный центр скоростей шатуна BAF
ось \vec{C_1Z} — мгновенная ось вращения шатуна BAF.

(1)   \begin{equation*}  \frac{V_F}{V_A} = \left|\frac{\vec C_1F}{\vec C_1A}\right| = \frac{1.21}{1.42} = 0.85; \end{equation*}

Примечание: Так как на Рис.1 звенья механизма изображены в масштабе, то величины (размеры) мгновенных радиусов точек, а именно: \vert C_1F \vert и \vert C_1A \vert берутся с рисунка.

    \[ V_F = V_A \cdot 0.85 = 0.78 \cdot 0.85 = 0.66 (m/c) \]

C3: вектор скорости \overline V_F \perp \overline{C_1F} по направляющей в сторону поворота шатуна (вниз).
Определим скорость точки B
Угловая скорость шатуна BAF:

(2)   \begin{equation*}  \omega_{BAF} = \frac{V_A}{\vert \overline{C_1A} \vert } = \frac{0.78}{1.42} = 0.55 (cek^{-1}) \end{equation*}

C4: Вектор \overline \omega_{BAF} \uparrow\downarrow \overline{C_1Z}, т.к. шатун относительно оси \vec{C_1Z} поворачивается по часовой стрелке.

(3)   \begin{equation*}  \frac{V_B}{V_A} = \left| \frac{\vec C_1 B}{\vec C_1 A}\right| = \frac{1.30}{1.42} = 0.91 \end{equation*}

Примечание: Величина \vert C_1B \vert так-же берётся с Рис.1.
Из (3) получаем

    \[ V_B = V_A \cdot 0.91 = 0.78 \cdot 0.91 = 0.71 (m/c) \]

C5: вектор \overline V_B \perp \overline{C_1 B} и направлен в сторону вращения шатуна BAF.

1.4 Рассмотрим шатун «BE»

Точка C_2 = C_{BE} — мгновенный центр скоростей шатуна «BE»
Ось \vec{C_2Z} — мгновенная ось вращения шатуна «BE»

(4)   \begin{equation*}  \frac{V_E}{V_B} = \left|\frac{\vec C_2E}{\vec C_2B}\right| = \frac{1.01}{1.11} = 0.91; \end{equation*}

Из (4) получаем:

    \[ V_E = V_B \cdot 0.91 = 0.91 \cdot 0.71 = 0.65 (m/c) \]

C6: Вектор \overline{V_E} \perp \overline{C_2E} и направлен по направляющей вверх (см. Рис.1).
Угловая скорость шатуна BE:

(5)   \begin{equation*}  \omega_{BE} = \frac{V_B}{\vert \vec C_2B \vert} = \frac{0.71}{1.11} = 0.64 (cek^{-1}) \end{equation*}

Примечание: Величину \vert \vec C_2B \vert берём из рис. 1 с учётом масштаба.

C7: вектор угловой скорости шатуна BE \overline{\omega_{BE}} \uparrow\downarrow \vec{C_2Z} (от нас),
т.к. «отсюда» видим вращение по часовой стрелке относительно оси \vec{C_2Z}

1.5 Определим скорость точки M:

а) метод «мгновенного центра скоростей»:
Точка M \in шатуну BAF, точка C_1 — мгновенный центр скоростей BAF, C_1M — мгновенный радиус точки M.

(6)   \begin{equation*}  \frac{V_M}{V_A} = \left|\frac{\vec C_1M}{\vec C_1A}\right| = \frac{1.23}{1.42} = 0.87 \end{equation*}

Из (6) получаем:

    \[ V_M = V_A \cdot 0.87 = 0.78 \cdot 0.87 = 0.68 (m/c) \]

C8: Вектор скорости \overline{V_M} \perp \vec{C_2M} и направлен в сторону вращения шатуна BAF
б) метод «полюса»: точка А — полюс

(7)   \begin{equation*}  \overline V_M = \left( \overline V_A \right)_M + \overline V_{RM}^{(A)} \end{equation*}

Где \overline V_{RM}^{(A)} — вращательная скорость точки M относительно «полюса» A, вектор направлен перпендикулярно \vec_{AM}

    \[ \overline V_{RM}^{(A)} = \left[ \overline \omega_{BAF} \cdot \vec{AM} \right] ; \]

    \[ \overline V_{RM}^{(A)} = \vert \overline \omega_{BAF} \vert \cdot \vert \vec{AM} \vert = 0.55 \cdot 0.5 = 0.28 (\frac{m}{c}) \]

    \[ \vert \overline V_{M}^{(A)} \vert = \sqrt{ V_A^2 + (\overline V_{RM}^{(A)})^2 - 2 \vert \overline V_A \vert \cdot \vert \overline V_{RM}^{(A)} \vert \cdot \cos(\overline V_A;\overline V_{RM}^{(A)})} = \]

    \[ = \sqrt{ 0.78^2 + 0.28^2 - 2 \cdot 0.78 \cdot 0.28 \cdot 0.342 } = \sqrt{0.537} \cong 0.73(\frac{m}{c}) \]

\cos 70^o = 0.342 (величина угла взята с рис.1)
Сравним V_M = 0.68 m/c (мцс) и «метод полюса» V_M = 0.73 m/c : погрешность расчёта составляет

    \[ \Delta = \frac{0.73-0.68}{(0.73+0.68)/2} = \frac{0.05}{0.71} \cong 0.07 \;\;\; : \;\;\; \Delta = 7\% . \]


II. Определение ускорений точек и угловых ускорений звеньев механизма. (методом «полюса»)
2.1 Ускорение точки A, принадлежащей кривошипу OA, который вращается вокруг неподвижной оси \vec_{OZ}

(8)   \begin{equation*}  \overline W_A = \overline W_{RA}^{bp} + \overline W_{RA}^{oc} \end{equation*}

(9)   \begin{equation*}  \vert \overline W_{RA}^{bp} \vert = \vert \overline\varepsilon_{OA} \vert \cdot h_{\varepsilon A} = 0, \end{equation*}

где \overline W_{RA}^{bp} и \overline W_{RA}^{oc} — вращательное и осестремительное ускорения точки A около оси \vec_{OZ} соответственно.

(10)   \begin{equation*}  \overline\varepsilon_{OA} = \frac{d\overline\omega_{OA}}{dt} = 0; \end{equation*}

    \[ (\omega_{OA}= const = \Pi c^{-1}) \]

С учётом (9) и (10) из (8) получим:

(11)   \begin{equation*}  \overline W_{A} = \overline W_{BA}^{oc}; \end{equation*}

(12)   \begin{equation*}  \vert \overline W_{RA}^{oc} \vert = \omega_{OA}^2 \cdot \vert OA \vert = \Pi^2 \cdot 0.25 = 2.46 (\frac{m}{c^2}), \end{equation*}

тогда их (11) с учётом (12) получим

    \[ \vert \overline W_{A} \vert = 2.46 (\frac{m}{c^2}) \]

Рис.2

Рис.2

C9: \overline{W_A} направлен из точки A к оси \vec{OZ} (см.рис.2).


2.2 Рассмотрим шатун BAF
а) определяем ускорение точки F

(13)   \begin{equation*}  \overline{W_F} = \left( \overline{W_A} \right)_F + \overline W_{FA}^{bp} + \overline W_{FA}^{oc}, \end{equation*}

где \overline W_{FA}^{bp} и \overline W_{FA}^{oc} — вращательное и осестремительное ускорения точки F вокруг «полюса» A, соответственно.

(14)   \begin{equation*}  \vert \overline W_{FA}^{oc} \vert = \omega_{BAF}^2 \cdot \vert \overline A F \vert = 0.55^2 \cdot 0.85 = 0.26 \frac{m}{c^2} \end{equation*}

C10: Вектор осестремительного ускорения \overline W_{FA}^{oc} направлен от точки F к «полюсу» A (см.рис.2)

C11: Для вектора вращательного ускорения \overline W_{FA}^{bp} известна только линия действия (л.д.), \overline W_{FA}^{bp} \perp \overline{AF} (направление также выбираем условно см.рис.2)

C12: Для вектора \overline W_F — (ускорения «ползуна» F) известна только линия действия (л.д.) — направляющая «OF» (направление также выберем условно)

    \[ \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert = \vert \overline \varepsilon_{BAF} \vert \cdot \vert \overline{AF} \vert \]

(15)   \begin{equation*}  \varepsilon_{BAF} = \frac{ \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert } { \vert \overline {AF} \vert } = ? \end{equation*}

Спроектируем векторное равенство (13) на оси координат «XFY»:

на ось \vec{FX} :

(16)   \begin{equation*}  \vert\overline{W_F}\vert \cdot \cos \gamma = - \vert\overline{W_A}\vert \cdot \cos \delta - \vert \overline W_{FA}^{oc} \vert \end{equation*}

на ось \vec{FY} :

(17)   \begin{equation*}  \vert W_F \vert \cdot \sin \gamma = - \vert\overline{W_A}\vert \cdot \sin \delta + \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert \end{equation*}

C13: \gamma = 10^o; \;\;\; \delta = 55^o (см.рис.2)
\sin\gamma = 0.17 \;\;\;\; \cos\gamma = 0.98
\sin\delta = 0.82 \;\;\;\; \cos\delta = 0.70, где величину этих углов берём с чертежа (см.рис.2)

Далее перепишем (16) и (17), подставляя числовые значения:

(18)   \begin{equation*}  \vert\overline{W_F}\vert \cdot 0.98 = - \vert\overline{W_A}\vert \cdot 0.70 - 0.26 \end{equation*}

(19)   \begin{equation*}  \vert\overline{W_F}\vert \cdot 0.17 = - 2.46 \cdot 0.82 + \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert \end{equation*}

Из уравнения (16) получим:

    \[ \vert\overline{W_F}\vert = - \frac{2.46 \cdot 0.70 + 0.26}{0.98} = - \frac{1.46}{0.98} = - 1.49 (\frac{m}{c^2}) < 0 \;\; ! \]

C14: Получили, что \vert\overline{W_F}\vert < 0, следовательно, условное направление надо поменять на противоположное (см.рис.2)

Из уравнения (17) получим:

    \[ \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert = \vert\overline{W_F}\vert \cdot 0.17 + 2.46 \cdot 0.82 = 1.49 \cdot 0.17+2.02=2.27 (\frac{m}{c^2}) > 0 \]

C15: Так как \vert \overline W_{FA}^{bp} \vert > 0, то условное направление верно! (см.рис.2).

Определим угловое ускорение шатуна BAF:

(20)   \begin{equation*}  \vert \overline\varepsilon_{BAF} \vert = \frac{\vert \overline W_{FA}^{bp} \vert}{\vert \overline AF \vert} = \frac{2.27}{0.85} = 2.67 (cek^{-2}) \end{equation*}

Направление \overline\varepsilon_{BAF} определяем из векторного произведения
\overline W_{FA}^{bp} = \left[ \overline\varepsilon_{BAF} \cdot \vec{AF} \right] (см.рис.2)

C16: Вектор \overline W_{FA}^{bp} \uparrow\uparrow \vec{C_1Z} и, так как \overline\varepsilon_{BAF} \uparrow\downarrow \overline\omega_{BAF}, то шатун «BAF» вращается замедленно ! (см.рис.1)


б) Определим ускорение точки B \in BAF (метод «полюса»):

(21)   \begin{equation*}  \overline W_B = \left(\overline W_A\right)_B + \overline W_{BA}^{bp} + \overline W_{BA}^{oc} \end{equation*}

    \[ \vert \overline W_{BA}^{oc} \vert = \omega_{BAF}^2 \cdot \vert \overline AB \vert = 0.55^2 \cdot 0.20 = 0.060 (\frac{m}{c^2}) \]

где \omega_{BAF} = 0.55 c^{-1} (см. пункт I.)

C17: Вектор \overline W_{BA}^{oc} направлен по \overline{AB} от точки B к «полюсу» A (см.рис.2).
С учётом (20) получим, что:

    \[ \vert \overline W_{BA}^{bp} \vert = \varepsilon_{BAF} \cdot \vert \overline{AB} \vert = 2.67 \cdot 0.20 = 0.53 (\frac{m}{c^2}) \]

(22)   \begin{equation*}  \overline W_{BA}^{bp} = \left[ \overline\varepsilon_{BAF} \cdot \vert\vec{AB}\vert \right] \end{equation*}

C18: Вектор \overline W_{BA}^{bp} \perp \vec{AB} (см.рис.2).
Спроектируем векторное равенство (21) на оси BXY:
на ось \vec{BX}

(23)   \begin{equation*}  W_{BX} = \vert \overline W_A \vert \cdot \cos \lambda + \vert \overline W_{BA}^{bp} \vert \end{equation*}

на ось \vec{BY}

(24)   \begin{equation*}  W_{BY} = \vert \overline W_A \vert \cdot \sin \lambda + \vert \overline W_{BA}^{oc} \vert \end{equation*}

\lambda = 55^o, \;\;\; \sin \lambda = 0.82, \;\;\; \cos \lambda = 0.70
угол \lambda берём с чертежа (см.рис.2).
Перепишем (23) и (24), подставляя числовые значения:

(25)   \begin{equation*}  W_{BX} = 2.46 \cdot 0.70 + 0.53 = 2.25 (\frac{m}{c^2}) \end{equation*}

(26)   \begin{equation*}  W_{BY} = 2.46 \cdot 0.82 + 0.060 = 2.08 (\frac{m}{c^2}) \end{equation*}

Далее находим абсолютную величину ускорения точки B:

(27)   \begin{equation*}  \vert \overline W_B \vert = \sqrt{ W_{BX}^2+W_{BY}^2 } = \sqrt{2.25^2+2.08^2} = \sqrt{5.06+4.33} = 3.06 (\frac{m}{c^2}) \end{equation*}

Направление вектора \overline W_B определяется направляющими косинусами по отношению к осям BXY.

(28)   \begin{equation*}  \Bigg\{ \begin{matrix} \cos(\overline W_B^\wedge, \vec{BX}) = \frac{W_{BX}}{\vert \overline W_B \vert } = \frac{2.25}{3.06} = 0.74 \\ \cos(\overline W_B^\wedge, \vec{BY}) = \frac{W_{BY}}{\vert \overline W_B \vert } = \frac{2.08}{3.06} = 0.68 \end{matrix} \end{equation*}

Соотношение (27) и (28) представляют вектор \overline W_B по величине (27) и направлению (28)


2.3 Рассмотрим шатун «BE»

Запишем для \overline W_E — вектора ускорения точки E \in шатуну «BE» (по методу «полюса») векторное равенство:

(29)   \begin{equation*}  \overline W_E = (\overline W_B)_E + \overline W_{BE}^{bp} + \overline W_{BE}^{oc} + (\overline W_{BX})_E + (\overline W_{BY})_E \end{equation*}

Спроецируем (29) на оси координат \vec Ex^{II} и \vec Ey^{II} (см. рис.2)

(30)   \begin{equation*}  \sin \psi \cdot \vert \overline W_E \vert = -\vert \overline W_{BX} \vert \cos \psi + \vert \overline W_{BY} \vert \sin\psi + \vert \overline W_{BE}^{oc} \vert \end{equation*}

(31)   \begin{equation*}  -\cos \psi \cdot \vert \overline W_E \vert = -\vert \overline W_{BX} \vert \sin \psi - \vert \overline W_{BY} \vert \cos\psi + \vert \overline W_{BE}^{bp} \vert \end{equation*}

    \[ \vert \overline W_{BE}^{oc} \vert = \omega_{BE}^2 \cdot \vert \overline{BE} \vert = 0.64^2 \cdot 0.80 = 0.33 (\frac{m}{c^2}) \]

Далее перепишем (30) и (31), подставляя числовые значения, получим

(32)   \begin{equation*}  0.259 \cdot \vert \overline W_E \vert = -2.25 \cdot 0.259 + 2.08 \cdot 0.80 + 0.33 \end{equation*}

(33)   \begin{equation*}  -0.966 \cdot \vert \overline W_E \vert = -2.25 \cdot 0.966 - 2.08 \cdot 0.259 + \vert \overline W_{BE}^{bp} \vert \end{equation*}

Здесь также значение угла \psi берём с чертежа (см.рис.2)

    \[ \psi = 75^o; \;\;\;\; \cos\psi = 0.259; \;\;\;\; \sin\psi = 0.966 \]

Из (32) определим величину вектора ускорения точки E

    \[ \vert \overline W_E \vert = \frac{1}{0.259} \left( -0.583 + 1.66 + 0.33 \right) = 4.50 (\frac{m}{c^2}) \]

Из (33) определим величину вектора вращательного ускорения точки «E» около «полюса» B:

    \[ \vert \overline W_{BE}^{bp} \vert = -0.966 \cdot 4.50 + 2.25 \cdot 0.966 + 2.08 \cdot 0.259 = \]

(34)   \begin{equation*}  = -4.347 +2.17+0.538=-1.63 (\frac{m}{c^2}) \end{equation*}

Определим величину углового ускорения шатуна BE с учётом (34)

    \[ \vert \overline \varepsilon_{BE} \vert = \frac{\vert \overline W_{BE}^{bp} \vert}{\vert \overline{BE} \vert} = \frac{1.63}{0.80} = 2.04 (c^{-2}) \]

Направление вектора \overline \varepsilon_{BE} определим из векторного произведения:

(35)   \begin{equation*}  \overline W_{BE}^{bp} = \left[ \overline \varepsilon_{BE} \cdot \vec{BE} \right] \end{equation*}

C19: Так как получили (34), что \vert \overline W_{BE}^{bp} \vert < 0, то следует условное направление вектора изменить на противоположное (рис.2), тогда чтобы удовлетворить векторное произведение (35), вектор \overline \varepsilon_{BE} \uparrow\downarrow \vec{C_2 Z} (см. рис.1), а поскольку получили, что \overline \varepsilon_{BE} \uparrow\uparrow \overline \omega_{BE}, то, значит, характер вращения шатуна «BE» — ускоренный.

Ответ:

    \[ \begin{matrix} V_A = 0.78 \frac{m}{c} & W_A = 2.46 \frac{m}{c^2} & \omega_{BAF} = 0.55 c^{-1} \\ V_B = 0.71 \frac{m}{c} & W_B = 3.06 \frac{m}{c^2} & \omega_{BE} = 0.64 c^{-1} \\ V_F = 0.66 \frac{m}{c} & W_F = 1.49 \frac{m}{c^2} & \varepsilon_{OA} = 0 \\ V_E = 0.65 \frac{m}{c} & W_E = 4.50 \frac{m}{c^2} & \varepsilon_{BAF} = 2.67 c^{-2} \\ V_M = 0.68 \frac{m}{c} & W_{OA} = 3.14 c^{-1} & \varepsilon_{BE} = 2.04 c^{-2} \end{matrix} \]